Истинное благородство человека сопровождается скромностью
В последнее воскресенье июля в России чествуют тех, кто стоит на защите морских рубежей нашей Родины. В нынешнем году у Военно-морского флота юбилей — 325 лет со дня создания. День ВМФ хоть и считается профессиональным праздником военных моряков и офицеров, но отмечает его вся страна. В ветеранской организации Северного административного округа немало настоящих мужчин, чья деятельность, жизнь и судьба напрямую связана с флотом. Среди них — Владимир Соловеевич Маслюк, потомственный моряк, в семье которого военно-морские традиции бережно передаются из поколения в поколение.
В канун праздника с контр-адмиралом В.С.Маслюком, руководителем лекторского объединения «Слово ветерана» Совета ветеранов САО г.Москвы провел интервью ветеран Великой Отечественной войны , капитан 2-го ранга, академик РАЕ, профессор, доктор философских наук, Заслуженный работник культуры Константин Панферов. (полный текст статьи опубликован в журнале » Авиация и спорт», май-июнь 2021г)
Часто на профессиональную деятельность человека влияет место его рождения. Именно так получилось в жизни нашего героя, контр-адмирала флота российского Владимира Соловеевича Маслюка. Среда 5 июля 1950 года в городе-герое русской морской славы Севастополе была, как обычно летом, безоблачной и жаркой. Приближался великий для всех моряков праздник — День Военно-морского флота. Боевые корабли, обновляясь свежей краской, ожидали приезда множества гостей. Военные моряки были заняты предпраздничными хлопотами. А в родильном доме № 3 по улице адмирала Корнилова родился новый гражданин Советского Союза. В семье Маслюков новорожденный был долгожданным ребенком, и счастливый папа, подводник Тихоокеанского флота, мичман Соловей Маслюк уже тогда не сомневался и твердо знал, что сынок пойдет по его стопам. В семье появился еще один моряк. И он не ошибся.
Володя рос, как и его сверстники, в окружении морских традиций. Городские скверы белели бескозырками и пестрели голубыми воротничками молодых моряков. Когда Володя делал свои первые шаги , никто не мог предсказать, что эти шаги, когда он вырастет и выучится, станут адмиральскими — твердыми и уверенными. А пока родители приобщали маленького Вовку ко всему прекрасному города морской славы.
Мы много беседовали с Владимиром Маслюком о том, как складывается судьба человека, о его жизненных принципах. У контр-адмирала эти принципа на первый взгляд просты, но глубоки по смыслу. Например, только два из них. Во-первых, он с младых лет был приучен к тому, что его личное потребление должно быть как можно скромнее, во-вторых, и очень важный принцип — на чужие беды надо смотреть, как на свои….
После интервью прошло какое-то время, но я никак не мог освободиться от размышлений над высказываниями контр-адмирала Владимира Соловеевича Маслюка. Уж очень крепко его жизненные позиции засели в моей голове! И я начал искать исторические параллели схожих жизненных программ различных видных деятелей. И вот удача, можно предположить, что Маслюк оказался единомышленником одного из наших великих предков. Им оказался представитель старинного русского рода князь Дмитрий Иванович Шаховской (1861-1939). Известный русский земской деятель окончил 6-ю Варшавскую гимназию, учился в Санкт-Петербугском и Московском университетах, сын русского генерала, командира Варшавского лейб-гвардии гусарского полка, внук декабриста Федора Петровича Шаховского, внучатый племянник русского философа Петра Яковлевича Чаадаева, большой знаток литературы и философии,
Известно, что Дмитрий Шаховской стал одним из инициаторов первой русской революции 1905 года. Был членом ЦК партии кадетов, министром Временного Правительства. После революции хотел быть полезным своей стране, работал в советском Госплане. В 1937 году его арестовали и в апреле 1939 года расстреляли. Реабилитирован посмертно в 1957 году.
Почему меня захватила биография и деятельность князя Дмитрия Шаховского? Во-первых, его род патриотов ведет свой отсчет от самого Рюрика и внес в пятую часть дворянских родословных России. Во-вторых, все Шаховские дорожили и ныне дорожат своей фамилией. Их воспитывали в самых лучших русских патриотических традициях. Молодой Дмитрий Шаховской уехал из столицы просвещать глубинную Россию. На свой капитал он строил церкви, сельские школы, библиотеки для крестьян. От Тверской губернии он становится депутатом первой в России Государственной Думы 1906 года, став ее секретарем . Этот человек посвятил себя служению России.
В беседах с контр-адмиралом Владимиром Маслюком я услышал отголоски мыслей, которые формулировал Дмитрий Иванович Шаховской. Свою жизненную позицию князь четко изложил в одном из своих писем, которое называется «Что нам делать и как нам жить?»
С позиций российского патриота он разработал целую программу жизни, которая подошла бы каждому российскому гражданину, искренне любящему свою страну. Вот некоторые его программные требования:
— работай, как можно больше;
-на себя потребляй, как можно меньше;
— на чужие беды смотри, как на свои;
— просящему у тебя — дай!
— не стыдись попросить у всякого;
— не бойся просить милостыню.
Я спросил у Владимира Соловеевича Маслюка согласен ли он с жизненными установками известного общественного деятеля прошлого века и получил положительный ответ. Тогда я попросил его порассуждать на эту тему.
— Вы много учились, у вас дипломы с отличием. Вы успешно окончили Черноморское высшее Военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С.Нахимова, Военно-морскую академию им. маршала Советского Союза А.А.Гречко, Военную Академию генерального штаба Вооруженных сил РФ. Служили на боевых кораблях различных флотов, в Главном штабе ВМФ СССР и России. Имея за плечами такой огромный теоретический и интеллектуальный багаж знаний, по всей вероятности, вы сформулировали для себя основные качества, которыми должен обладать человек, гражданин и патриот великой России.
— Действительно, мне пришлось много и упорно учиться. При этом я изучал не только литературу по избранной мною морской специальности. Я внимательно читал и впитывал мысли мудрых людей человечества. Чем старше становишься, тем больше вопросов возникает, а так ли ты живешь, каким надо быть человеком… В молодости я увлекался философией Учителя Куна, древнекитайского мудреца VI века до нашей эры. У нас он известен как Конфуций. Он является основателем первой в Китае частной школы, история которой поучительна и в нашем 21-м веке.
Из учения китайского мудреца для себя я сделал главный вывод — чтобы стать героем достаточно одного мгновения, а вот чтобы быть настоящим человеком, требуется целая жизнь. Учитель Кун только к концу своей жизни, а он прожил 72 года, пришел к выводу: 15 лет он направил свои помыслы на учение, в 30 лет только определился, в 40- исчезли все сомнения, в 50- познал судьбу Неба, в 60- обрел смирение, в 70 — следуя тому, что желало сердце, не преступал меры.
Но есть же отличия в воспитании и образовании российского человека от людей иных стран?
— Безусловно, есть. Но я бы сказал — это особенности менталитета. Одним отличием является терпение русского человека. Вторая особенность русского человека в том, что в основе нашей жизни никогда не лежит идея наживы или выгоды. Российский гражданин был остается согласным с правилами чести и высокой нравственности, великодушным и жертвующим своими выгодами в пользу своего Отечества. Я считаю, в этом заложен весь смысл жизни российского человека, и не только облеченного в военный мундир. Над этим надо думать и размышлять. Об этом я разговариваю на встречах с молодыми ребятами в школах и вузах, как руководитель лекторского объединения «Слово ветерана» Совета ветеранов войны и труда Северного административного округа г.Москвы.
-Владимир Соловеевич, мне интересно следить за вашими размышлениями. Что поучительного стоит взять у этого китайского мудреца?
— Учитель Кун оставил нам в наследство свои великие сочинения. Среди них: «Беседы и суждения», «Книга песен» и другие. Он учит нас хорошо усвоить моральные принципы, выработанные человечеством. А тот кто сам придерживается благородных принципов, способен привлечь внимание других людей, хорошо говорит.
Своему сыну Сереже, которому уже исполнилось 42 года, я с детства внушал мысли Конфуция о благородстве. Например, Учитель Кун наставлял, что благородный человек думает о 9 вещах: о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слышать четко, о том, чтобы лицо было приветливо, о том, чтобы поступки были почтительными, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения и , наконец, помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.
Если каждый из нас задумается над этими простыми правилами, будет выполнять пожелания Великого Конфуция, то жить станет лучше, а каждый почувствует себя полезным для общества, в котором он живет. В этом предназначение каждого из нас.
Пресс-центр Совета ветеранов САО