Главная Новости Ветеранские организации — стратегический резерв опыта и знаний

Ветеранские организации — стратегический резерв опыта и знаний

by addu-admin

Юрий Иванович Вдовенко, заместитель председателя  комиссия по работе с ветеранскими организациями предприятий и учреждений, поделился своими размышлениями  о роли ветеранов и ветеранского движения.

Пандемия коронавируса принесла много огорчений, но были и отдельные полезные моменты в жизни пенсионера. Например,  масса свободного времени. Появилось желание проанализировать, разобраться, что же представляет собой наше ветеранское движение сегодня, его задачи и возможности.

         В стране около 40 миллионов пенсионеров и ветеранов, среди которых много производственников, бывших работников  промышленных предприятий. Это грамотные , порядочные, ответственные люди, что имеет огромное значение. Пренебрегать таким стратегическим ресурсом — недопустимо.

       Ситуация в стране диктует настоятельную необходимость более активно использовать этот резерв в подготовке и осуществлении проводимых  государством мероприятий, и, даже, в формировании повестки дня государственной деятельности.

        В настоящее время в стране и в Москве много ветеранских организаций — районные, окружные, городские, областные и всероссийские организации, которые по профессиональной ориентации  условно делятся на  «трудовые», «военные», «афганцы», «чернобыльцы», «учителя» и т.д.   Общие число ветеранских организаций в стране — десятки тысяч. Так, в одной Москве, по данным с сайтов , число ветеранских организаций города составляет от 400 до 600.

       В настоящее время, по моему мнению, необходимо создать Единый перечень ветеранских организаций России. Сегодня ветеранские организации России в основном работают в духе советских общественных организаций, зачастую выполняя представительские функции, что, конечно, необходимо. Например, присутствие ветеранов на возложении венков у могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены, их участие в конкурсах, комиссиях, лекциях, встречах с молодежью придают этим мероприятиям значимость, подчеркивают преемственность поколений.

        Но реальный организационный, профессиональный потенциал, огромный жизненный опыт ветеранов используются в общественной и производственной  сферах  жизни страны  весьма скромно.  Очевидно — остро необходимы перемены. Государству особенно важна поддержка граждан в важнейших вопросах — по поправкам в Конституцию, при подготовке и проведению выборов, при модернизации промышленности.

       В промышленности в настоящее время не оценен по достоинству и не задействован в полной мере потенциал ветеранских организаций предприятий. Разрыв в уровне профессиональных знаний между ветеранами и молодыми рабочими на производстве весьма значителен и имеет угрожающую тенденцию снижения. Как никогда актуален вопрос сохранения профессиональных навыков и, даже, технологий, квалифицированная передача их от уходящих на пенсию специалистов предприятий — молодым рабочим. Известно, что информация по какому — либо изделию, либо технологическому процессу не может быть полностью отражена в технической документации. Процесс передачи производственных знаний старшего поколения  молодому  практически прекращен.

       По-моему,  необходимо внедрить такую практику: ветераны-производственники могут выходить 1-2 раза в неделю  на полдня к своему станку, чтобы «вживую» показать молодежи свои производственные навыки и «секреты» конкретных технологий. Показать то, чему не научат в колледже. Конечно, эта работа ветеранов должна поощряться материально.

        Сами же ветераны почувствуют, что они еще очень нужны, всерьез востребованы даже на пенсии.

        Полезно было бы создать при городских, региональных организациях ветеранов общественные комиссии (клубы, ассоциации, форумы) экспертного сообщества. Собрать в них специалистов (не только производственников), имеющих необходимую квалификацию и возможность передавать молодым специалистам предприятий свои знания.

      В дальнейшем целесообразно создание по стране обучающих центров на базе действующих промышленных предприятий и так называемых «базовых» обучающих центров (центров методологии).Эти  центры целесообразно размещать на действующих предприятиях высокого технологического уровня. В Москве, например, на РСК МиГ, ОАО «Сухой», ОАО «им.Хруничева», АО «МПО им.Румянцева», ОАО «Мосэлектрозавод» и других.  Здесь организационная роль региональных советов ветеранов и советов ветеранов промышленных предприятий должна быть определяющей.

       Предстоит огромная работа. В стране еще действуют ассоциации машиностроительных отраслей промышленности, в которых состоят бывшие директора, главные инженеры предприятий, руководящие работники министерств и ведомств, включая некоторых бывших министров СССР.

       Объединение усилий ветеранов в данном направлении  — создание учебных центров (отделов) в регионах на базе действующих промышленных предприятий, с наставниками — ветеранами,  отраслевых ассоциаций, с финансовой поддержкой государства и частного бизнеса  — значительно помогло бы восстановлению многих технологических процессов промышленных предприятий.

       Решение данной задачи значительно оживило бы и конкретизировало деятельность Советов ветеранов различного уровня.  Не сомневаюсь, что данная работа была бы более результативной в рамках соответствующей Федеральной целевой комплексной программы. Налаживание тесной работы региональных ветеранских организаций  и ассоциаций промышленных отраслей имеет огромное значение.

        На региональные ветеранские организации легла бы большая ответственность за подбор и «классификацию» своих кадров, изучение и систематизацию проблем промышленности региона, конкретного взаимодействия с местными органами исполнительной власти, особенно со структурами служб занятости.

        Учитывая, что ветеранские организации, так или иначе, получают материальную помощь от государства, представляется целесообразным создать единую структуру   ветеранского движения, во главе с Всероссийской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны и труда. Целесообразно внедрение Единого порядка функционирования и финансирования ветеранских организаций России, который вместе с Единым перечнем ветеранских организаций страны, так же, как и финансирование отдельной строкой в бюджете страны должны быть утверждены Указом Президента Российской Федерации, либо, как минимум — Постановлением Правительства Российской Федерации.  Такая поддержка «стратегическому ресурсу страны» — ее ветеранскому общественному движению — назрела и требует  незамедлительного решения.

 Юрий Вдовенко

пенсионер, г.Москва, САО

Похожие новости