100-летний юбилей отметила долгожительница района Коптево Мария Тимофеевна Лаврентьева. Она участвовала в боях на Курской дуге, выхаживала заключенных концлагеря Освенцим, дошла до Праги, а после войны посвятила себя медицине.
Мария Тимофеевна родилась в Воронеже. Еще девчонкой она твердо решила стать врачом. До войны ее семья переехала в столицу, где Мария окончила медицинский техникум, а в 1941-м попросилась добровольцем на фронт.
– Я тогда какая-то смелая была, отчаянная, ничего не боялась. Занималась спортом, отлично бегала на лыжах, метко стреляла. Поэтому меня на призывном пункте сразу определили в лыжный батальон части оперативной разведки. Потом обо мне даже в газете писали. Именно по этой газетной заметке моя мама и узнала, что я воюю на переднем крае, – говорит Мария Тимофеевна.
Осенью 1942 года, в составе 237-й стрелковой дивизии 11-й армии Северо-Западного фронта она участвовала в боях за освобождение от фашистов своего родного Воронежа, а затем храбрая разведчица громила врага под Курском. В одном из боев Мария отличилась при спасении своего командира, но при этом сама чуть не лишилась жизни.
– В августе 1943-го, в боях за Белгород наш разведвзвод попал в засаду. С крыши лупил снайпер. Я заметила, что наш командир ранен, бросилась к нему. Добежала, начала перевязку и в этот момент сама поймала пулю в ногу, закрыв собой командира. Сквозь адскую боль я дотащила его до укрытия, а потом потеряла сознание. Уже в полевом госпитале командир вручил мне орден Красной звезды. Я думала, что это меня наградили, а оказалась, что он отдал свой, — вспоминает Мария Тимофеевна.
После лечения она пыталась вернуться в родную часть, но за это вре мя ее разведбат ушел далеко вперед. Тогда ей предложили остаться в военно-полевом госпитале, поднимать на ноги раненых бойцов. До самого последнего дня войны госпиталь постоянно продвигался в составе армии на Запад. В январе 1945 года младший лейтенант М.Т. Лаврентьева одной из первых среди медработников оказалась на территории освобожденного советскими войсками нацистского концлагеря Освенцим.
– Дату 28 января 1945 года я не забуду никогда. Мы вошли в «фабрику смерти». На тот момент в концлагере остались только самые немощные – в основном это были женщины и дети, а также мужчины, доведенные до крайней степени истощения. Это были живые скелеты. Мы получили указание накормить людей слабым раствором бульона, но большинство из них и этой пищи не смогли выдержать и вскоре умерли у меня на руках. Я целый месяц выхаживала бывших узников лагеря. От всего увиденного я вышла из «фабрики смерти» седая, – сказала Мария Тимофеевна.
Интересно, что именно там, в Освенциме она нашла своего будущего мужа – боевого офицера полковой разведки по имени Олимпий. Но это была не первая и не случайная встреча. Они служили в одном разведбате, но потеряли друг друга после ранения в 43-м. Два годы войны Олимпий целенаправленно искал свою Марию по всем фронтам. После войны они поженились и уже не расставались до самой смерти мужа. Мария Тимофеевна до пенсии осталась верна медицине, работала в военных госпиталях и больницах столицы. Сама долгожительница до 90 лет никогда не жаловалась на здоровье. Разве что последние пять лет ей потребовалась помощь и ежедневный уход.
Заботу о ней взяли на себя сотрудники Московского Дома ветеранов. Мария Тимофеевна говорит, что своему долголетию она во многом обязана неутомимым помощникам – добрым и отзывчивым сиделкам и врачам, которые делят с ней все тяготы и счастливые мгновения ее долгой жизни.
Валерий Гук (газета «Московский ветеран», №10 , 2021)